Лингвистическая экспертиза

Исследование продуктов речевой деятельности
Объекты исследования:
  • продукты речевой деятельности (от одного слова до целого текста или группы текстов), зафиксированные в письменной форме (в том числе устные тексты, записанные с помощью букв).
Задачи, решаемые в рамках данного вида экспертизы:
  • анализ текста с целью выявления выраженных в нем смыслов (смысловые, или семантические, исследования);
  • анализ наименований (названий, торговых марок, доменных имен и т.д.) как средства обозначения «продуктов» человеческой деятельности (исследования наименований).
Семантические исследования имеют целью:
  • выявление смыслов, выраженных в исследуемых текстах, анализ этих смыслов с разных точек зрения;
  • установление объема и содержания понятия, выражаемого словом или словосочетанием, употребленным в тексте;
  • установление степени адекватности передачи в одном тексте содержания другого текста.
Экспертиза наименований производится с целью:
  • анализа имен собственных (наименований) с точки зрения их соответствия нормам литературного языка, их новизны и оригинальности, содержания в них разного рода отсылок к явлениям объективной действительности.
  • решения споров о совпадении различных наименований до степени их смешения, о содержании в наименованиях, о содержании в наименованиях скрытой или явной пропаганды (наркотиков, насилия) и т.п.
В качестве объектов экспертизы наименований могут выступать документы (оригиналы или ксерокопии), распечатки или выписки из электронного дискурса, печати и штампы (их оттиски на бумаге), содержащие в себе подлежащее экспертизе; логотипы, исполненные полиграфическим способом или на машиночитаемых носителях (оптических дисках, карте флеш-памяти). Исследуемый текст может содержать одно или несколько слов.
Типовые вопросы, решаемые в процессе проведения лингвистической экспертизы:

  • Каково смысловое содержание высказываний, представленных на исследование?
  • Определить значение слова, словосочетания, фразы.
  • Содержится ли оскорбительная, унижающая честь и достоинство лиц, лексика в высказываниях, представленных на исследование?
  • Имеются ли в представленных на исследование высказываниях признаки угрозы?
  • Содержится ли в высказывании негативная информация?
  • Имеют ли исследуемые высказывания неприличную форму, т.е. форму, противоречащую общепринятым правилам в обществе?
  • Содержатся ли в предоставленных на исследование материалах побудительные высказывания к каким-либо действиям?
  • Имеются ли в представленных высказываниях признаки негативного, презрительного, враждебного отношения к кому-либо (чему-либо)?
  • Имеются ли в представленных высказываниях признаки положительного отношения к кому-либо (чему-либо)?